Песня авторская и не только |
|
Рассмотрим теперь тональности, звуковой состав которых отличается только одной нотой — они будут следующими по степени родства за параллельными. Как их отыскать? Поступим так же, как в предыдущей главе: найдем один пример подходящей пары. Вот, допустим, тональности до мажор и соль мажор. Нотный состав до мажора:
Нотный состав соль мажора:
Действительно, в этих тональностях совпадают все ноты, за исключением одной: Мы рассмотрели пару мажорных тональностей, но точно такая же закономерность действует и в натуральном миноре. Можно сформулировать общее правило: для тональностей, образованных натуральным ладом, отличаться по нотному составу ровно на одну ноту будут тональности одного наклонения, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, и только они. Для каждой тональности можно найти две тональности, состоящие с ней в кварто-квинтовом соотношении: одна на кварту ниже данной (или на квинту выше, что то же самое), другая — на кварту выше (или на квинту ниже). Например, для до мажора этими тональностями будут, во-первых, уже рассмотренный соль мажор, а во-вторых фа мажор. Проверим, кстати, на самом ли деле фа мажор отличается от до мажора одной нотой. Вот его нотный состав:
Действительно, отличие от до мажора — только в ноте
Теперь обратим внимание на следующее. Тональности, находящиеся к данной в кварто-квинтовом соотношении — это тональности того же наклонения,
отстоящие на кварту и квинту вверх от данной.
Соответственно, так же соотносятся их тонические трезвучия: тоники тональностей кварто-квинтового соотношения — это трезвучия,
отстоящие на кварту и квинту вверх от тоники данной тональности. В такой формулировке видно, что тоники тональностей,
находящихся в кварто-квинтовом соотношении к данной, — это субдоминанта и доминанта данной тональности.
Вспомним приведенный пример: для тональности до мажор аккорды Отсюда ясно, что нет необходимости выписывать таблицу тональностей кварто-квинтового соотношения аналогично тому, как мы делали для параллельных тональностей. Достаточно взглянуть в таблицу тоник, доминант и субдоминант (см.).
Отклонения в тональности кварто-квинтового соотношения встречаются в песнях весьма часто.
Отклонение в субдоминантовую тональность в большинстве случаев оформляется тривиально: доминантой новой тональности
(которую так и называют — доминантой к субдоминанте), вслед за которой идет тоника новой тональности
(которая совпадает с субдоминантой исходной тональности). В тональности ля минор эта связка выглядит как
Отклонения в тональность доминанты лучше проиллюстрировать сначала на примере мажора. Начинается такое отклонение, в подавляющем большинстве случаев,
с доминанты новой тональности (которую принято называть двойной доминантой), за которой следует тоника новой тональности...
которая совпадает с доминантой исходной тональности (если брать последнюю в виде трезвучия, а не септаккорда)!
И эта доминанта исходной тональности чаще всего немедленно разрешается в родную тонику.
Так выглядит этот ход в до мажоре:
Выше были рассуждения для мажорных тональностей, а что происходит в миноре? В минорных тональностях тонический аккорд тональности доминанты не
совпадает с доминантой родной тональности — т.к. тоника доминантовой тональности минорная, а родная доминанта — мажорная.
Однако, по каким-то причинам, тоника доминантовой тональности в отклонениях в миноре не используется
(возможно, потому что она совпадает с родной доминантой натурального минора, который придает произведению слишком характерную постороннюю окраску).
Поэтому отклонения в тональность доминанты в миноре выглядят точно так же, как в мажоре: двойная доминанта, родная доминанта, тоника
(в ля миноре — Теперь приведем соответствующие примеры из авторской песни. Сначала проиллюстрируем отклонения в тональность субдоминанты в миноре. Юрий Визбор:
Am E Владимир Высоцкий:
Am
Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины одна за одной,
Dm G Булат Окуджава:
Am E Алексей Иващенко:
Am
Кончается четверг, и дождик мелок,
Dm
И сквозь него едва-едва видны
E — пример отклонения, задействующего двойную субдоминанту (аккорды предельно упрощены, но гармоническая суть сохранена). Примеры отклонения в субдоминантовую тональность в мажоре. Юрий Визбор:
С
Чутко горы спят,
Южный Крест залез на небо,
D Виктор Берковский:
C F C
Мой город засыпает. А мне-то что с того?
G Теперь примеры аккорда двойной доминанты, в миноре и в мажоре. Булат Окуджава:
Am E Александр Городницкий:
Am Юлий Ким:
C A Виктор Берковский:
С
Шуберт Франц не сочиняет,
Шуберт Франц не сочиняет:
E |
__________________________________________
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.